Качество дизельного топлива и масел на предприятиях АПК: жесткий контроль в условиях низкого техпотенциала

Среди основных проблем отечественного АПК сегодня – изношенность технического парка большинства малых и средних сельхозпроизводителей. Цифры впечатляют. Около 85% зерноуборочных комбайнов и 80% тракторов в Украине эксплуатируются более 15 лет. При этом существующий парк в основном сформирован и пополняется за счет однотипной техники зарубежного производства. Она изготовлена большим количеством различных заводов, что значительно усложняет ее технический сервис. 

Непростые реалии. «Сохранить нельзя приумножить»

старый-трактор.jpgОтечественное же машиностроение в отсутствии какой-либо государственной поддержки переживает не лучшие времена. К этому добавляется устаревшая техническая база таких предприятий, недостаточно развитый рынок техсервиса и проблемы с подготовкой специалистов в отрасли. Как результат – ненадлежащая конкурентоспособность, низкий уровень доверия украинских покупателей и только 17% внутреннего рынка. Львиную же долю – 83% – мы ежегодно приобретаем за рубежом. При этом 70% от этой цифры – бывшая в употреблении техника со вторичного рынка. 

Полностью закрыть потребность в технике в ближайшее время не удастся. Ни за счет импорта, ни тем более силами отечественных производителей. В такой ситуации особо актуальным становится вопрос: «Как поддерживать в надлежащем состоянии уже существующий парк?» Ответом на него является контроль качества топлива и масел с целью предотвращения износа и поломки имеющейся сельскохозяйственной техники. 

Стандарты: национальные и международные

В данный момент в Украине производится и реализуется дизельное топливо в соответствии с национальным стандартом ДСТУ 7688-2015 «Паливо дизельне Євро. Технічні умови».
Качество импортного дизельного топлива контролируется в соответствии с EN590 «Automotive fuels. Diesel. Requirements and test methods».

Контролировать все или сосредоточиться на основном? 

Используемые в Украине стандарты предусматривают контроль топлива по 20 показателям. Определение всех влечет за собой немалые затраты, в частности, на приобретение оборудования. Оправдан такой размах разве что для центров стандартизации и сертификации топлива. 

Для внутреннего контроля на аграрных предприятиях достаточно делать анализ только основных показателей – без контроля которых техника может выйти из строя раньше времени или же попросту не запуститься. 

Итак, 4 показателя, обязательных для контроля:

  1. граничная температура фильтруемости (температура замерзания);
  2. содержание воды;
  3. содержание серы;
  4. коррозионные свойства.

 Показатель 1. Граничная температура фильтруемости 

Среди всех низкотемпературных показателей качества дизельного топлива – температуры застывания, температуры помутнения и предельной температуры фильтруемости – последний считается наиболее важным. Именно он определяет марку дизельного топлива. Поскольку существует необходимость эксплуатировать специализированную технику при низких температурах, несоответствие заявленной марки топлива реальным показателям может стать причиной ее остановки. Последствия известны всем аграриям: смещение сроков обработки сельхозугодий, как результат – снижение урожайности и значительные экономические потери. 

Способ определения 

Показатель предельной фильтруемости дизельного топлива определяется в соответствии с ГОСТ 22254, ДСТУ EN116, ASTM D6371, IP 309, EN116. Данная методика весьма трудоемка, предполагает наличие высокоэффективного криостата и вакуумного насоса. Как правило, криостаты для решения подобных задач громоздки, так как должны обеспечивать охлаждение до – 80 С и более, а сам процесс определения данного показателя занимает значительное время. 

Современное решение – автоматические аппараты для определения предельной температуры фильтруемости топлива. 

NEWLAB-200-SA (Швейцария)


УТФ-70 (Украина)

utf702

  • Эргономичный дизайн
  • Полностью автоматический
  • Швейцарская точность
  • Компактные габариты
  • Отечественное производство
  • Относительно низкая стоимость

Показатель 2. Содержание воды 

Наличие воды в дизельном топливе строго регламентируется ГОСТом 2477. Ее присутствие в количестве, превышающем допустимое, ухудшает прокачиваемость топлива при его подаче, приводит к нарушению работы двигателя, вызывает коррозию его узлов. Кроме того, вода, как и механические примеси, существенно влияет на ухудшение противоизносных свойств. Это приводит к преждевременному выходу из строя топливной аппаратуры. 

Способ определения 

В соответствии с ГОСТ 2477, ASTM D95, EN ISO 12937, IP74 содержание воды определяется по методу Дина-Старка. Но это трудоемкий и долгий процесс. Поэтому сейчас большой популярностью пользуются титраторы Фишера. 

Титраторы Фишера
02_C30_Front_OL
  • Определение от 1 ppm до 5%
  • Компактные размеры
  • Интуитивно понятный интерфейс

Показатель 3. Содержание серы 

Содержание серы в дизельном топливе имеет некоторое положительное влияние на него. Она увеличивает противоизносные характеристики и улучшает смазывающие свойства. Но этот показательно должен находится только на определенном уровне, указанном в стандартах. 

Общее увеличение содержания серы выше регламентированных в стандарте значений приводит к резкому увеличению коррозионной агрессивности топлив и продуктов их сгорания. А также увеличению износа деталей двигателей, образованию отложений, нагарообразованию и увеличению токсических выбросов. 

Способ определения 

Широкое распространение получили рентген-флуоресцентные методы – они позволяют определять содержание серы при помощи рентгеновского излучения в пределах 10-50 ррm (требование ДСТУ 7688:2015, EN590). Для этих целей отлично подходит прибор «Спектроскан», который имеет оптимальное соотношение цена/качество и является максимально простым в эксплуатации. 

Compas 4294
  • Время анализа – 3 минуты
  • Простое управление

Показатель 4. Коррозионные свойства 

Коррозионные свойства дизельных топлив проявляются в процессе длительного хранения и транспортировки. При воздействии на дизельные топлива факторов окружающей среды в них могут образовываться коррозионно активные вещества, которые негативно влияют на двигатель и топливную систему и приводят к преждевременному выходу из строя машин. Учитывая тот факт, что сельскохозяйственные компании закупают топливо в больших объемах и хранят его продолжительное время, определение склонности топлива к коррозионному воздействия весьма уместно. 

Способ определения 

Коррозию определяют на медной пластинке в соответствии с ГОСТ 6321, ASTM D130, EN ISO 2160. В тестовую бомбу с медной пластинкой наливается испытуемое дизельное топливо. Затем оно помещается в термостат, где длительное время выдерживается при определенной температуре. Если в результате испытания топливо не проявит коррозионного воздействия – оно пригодно к использованию. 

Аппарат определения коррозии медной пластинки LT/CS-144000/M (Швейцария) 


CS-144000/M 

 

  • Простота использования
  • Швейцарское качество


Контроль качества масел 

Несвоевременная замена утратившего эксплуатационные свойства масла приводит к выходу техники из строя. С другой стороны, при замене масла в регламентированные сроки зачастую сливается смазочный материал, который еще не утратил своих эксплуатационных свойств. А замена смазочного материала, как известно, требует немалых средств. Поэтому в наше время большую популярность набирают комплексные анализаторы масел, которые за считанные минуты выдают сведения о состоянии масел. А некоторые даже проводят диагностику износа отдельных узлов и выдают необходимые рекомендации. 

Портативный

 комплексный анализатор масел Pyreos (Великобритания)

Лабораторный комплексный анализатор масел Eraspec Oil (Австрия)

Комплексный анализатор масел MicroLab (США)

 

 


Определяет наличие в масле:

  • воды;
  • гликоля (антифриза);
  • топлива;
  • сажи;
  • присутствие другого масла.
А также:
  • степень окисления;
  • степень азотирования;
  • степень сульфатизации;
  • общее кислотное число;
  • общее щелочное число;
  • диагностирование истощения антизадирных присадок.
Определяет:

  • наличие сажи;
  • воды;
  • гликоля (антифриза);
  • дизельного топлива;
  • бензина;
  • степень окисления;
  • степень азотирования;
  • степень сульфатации;
  • фосфорные антизадирные присадки;
  • общее кислотное число;
  • общее щелочное число;
  • индекс вязкости.
Определяет:

  • лементный состав (Fe, Cr, Sn, Al, Ni, Cu, Pb, Mo, Ti, Mn, V, Ca, Mg, B, Zn, P, Ba, Si, K, Na);
  • содержание воды;
  • сажи;
  • топлива;
  • уровень окисления;
  • уровень нитрования;
  • вязкость при 40°С и 100°С;
  • индекс вязкости;
  • количество частиц, индекс по ISO;
  • диагностика состояния отдельных узлов и рекомендации.


Пример отчета испытания на анализаторе MicroLab 

 

 

 

Комментарий эксперта

Валерий Войтюк, директор НИИ техники, энергетики и информатизации АПК, заведующий кафедрой технического сервиса и инженерного менеджмента, док. техн. наук, профессор 

Существует 3 системы технического обслуживания:

  • планово-предупредительная;
  • по необходимости;
  • по результатам диагностирования.

Планово-предупредительное ТО

Предусматривает обязательное проведение работ через определенное количество моточасов (километров пробега).

К недостаткам данной системы следует отнести ее высокую стоимость и не всегда полную отработку ресурса моторных масел. Этого можно избежать, если контролировать состояние масла с помощью специального оборудования и избежать замены еще пригодного для использования. О размерах экономии можно судить хотя бы по стоимости планово-предупредительного обслуживания: рядовое ТО только одного современного трактора обходится аграрию в 40-60 тыс. грн!

По необходимости

Проводится в случае отказа тех или иных узлов и агрегатов. В этой ситуации анализ качества горюче-смазочных (ГСМ) материалов необходим для объективного анализа причин выхода систем из строя.

В результате диагностики

В данном случае контроль качества перечисленных выше показателей является особо актуальным. Применение представленных в статье оборудования, приборов и методик определения качества дизельного топлива и моторных масел позволяет заблаговременно выявить необходимость замены или констатировать возможность дальнейшей эксплуатации. А кроме того – обнаружить факторы, которые могут привести к выходу систем из строя по вине некачественных ГСМ или дать прогноз о возможности продолжения эксплуатации техники без замены масла.


Сергей Тулаинов,
эксперт по оборудованию контроля качества нефтепродукто
в

ООО "ХИМЛАБОРРЕАКТИВ"


Добавить комментарии: